Очень просто

Вообще без рюкзаков, можно ехать хоть с чемоданом, переходы налегке

Просто

В основном налегке, но есть переходы и с рюкзаком

Средней сложности

Поход с полноценными ходовыми днями под рюкзаком, переходы 7-15 км, вещи с собой, в том числе еда и общественное снаряжение

Сложно

Походы-восхождения с акклиматизацией, походы с технически сложными или длинными переходами (20+ км)

Очень сложно

Походы только для опытных туристов или восхождения свыше 4000м, требующие специальных альпинистских навыков

Горнолыжное Приэльбрусье: отдых на курортах Эльбрус и Чегет

Александра Холоденко

5 февр. 2024

Приэльбрусье — уникальный регион в Кабардино-Балкарии, расположенный на склонах величественного двуглавого Эльбруса. Это место притягивает тысячи туристов, желающих насладиться красотой природы, свежим воздухом и, конечно, замечательным горнолыжным отдыхом. Лыжные комплексы Чегет и Азау в Приэльбрусье стали точкой притяжения горнолыжников всей страны еще в прошлом веке. В наши дни отдых на Эльбрусе зимой — это лыжные трассы разных уровней сложности, отели и гостевые дома, уютные кафешки прямо на склонах и множество возможностей посмотреть интересные локации региона.

Горнолыжные курорты Приэльбрусья

Первыми горнолыжными центрами России стали Эльбрус и Чегет — два курорта на склонах одноименных гор Кавказа. Отсчет их истории начался с открытия первых канатных дорог: в 1969 и 1963 году, соответственно. Они недалеко друг от друга (около 5 км), их часто упоминают в одном контексте, говоря о горнолыжных курортах Приэльбрусья, но это совсем разные локации. Курорты различаются в первую очередь по уровню сложности трасс и развитости инфраструктуры, а значит, у каждого из них своя целевая аудитория. 

Эльбрус

Эльбрус — самый высокогорный курорт России: станции канатной дороги находятся на отметках от 2300 до 3840 метров над уровнем моря. Это само по себе рекордное значение — нигде в стране нет такой высокой канатки. А ратрак может доставить вас на отметку 4700 м, к скалам Пастухова. Можно заехать и выше, но здесь встает вопрос целесообразности: без привычки к таким высотам велик риск горной болезни, да и спускаться по снежно-ледяным полям даже опытным лыжникам без надежного гида не стоит. 

Подготовленных трасс курорта достаточно для удовлетворения запросов широкой аудитории: здесь есть и учебный склон для новичков на поляне Азау, и сложные трассы, и участки средней сложности — всего 7 трасс. Общая длина трасс на Эльбрусе — около 17 км. Канатная дорога состоит из нескольких станций на разной высоте. Работают 3 новых подъемника с 8-местными гондолами и 3 старого образца: 2 маятниковых и 1 канатно-кресельный.

Трассы курорта «Эльбрус-Азау»:

  • от станции «Кругозор» (3000 м) до станции «Азау» (2350 м) проходят синяя и красная трассы, т. е. средняя и сложная;
  • от станции «Мир» (3500 м) до «Кругозора» — тоже две, красная и синяя;
  • от самой верхней станции «Гара-Баши» (3840 м) до «Мира» — обе красные; 
  • учебный склон «Саби-Парк» на поляне Азау.

В действительности весь склон Эльбруса можно считать одной длинной трассой: от «Гара-Баши» до «Поляны Азау» можно спуститься на лыжах или сноуборде без остановок, это примерно 6 км спуска.   

Недавно к основным трассам добавились еще две, которые пока работают в тестовом режиме. В ближайшие 1-2 сезона планируется открытие новых спусков общей длиной до 6 км и еще 2 канатные дороги. 

Внетрассовое катание на Эльбрусе — это в основном зоны повышенной лавинной опасности — ледниковые трещины и ущелья между отрогами горы. Для фрирайда потребуется полный комплект снаряжения для лавин, а в идеале — сопровождение гида.

Стоимость дневного скипасса начинается от 1900 руб. для взрослого и 1150 для ребенка до 13 лет. Можно приобрести скипассы на 5, 7, 10 дней или на весь сезон.

Чегет

Чегет — суровый курорт для самых опытных лыжников и сноубордистов с хорошей подготовкой. Здесь крутые и бугристые склоны с уклоном некоторых участков до 45 градусов, нет ратраков, которые бы разравнивали трассы перед катанием. Словом, отличное место для фрирайдеров-экстремалов. Здешние горные пейзажи стали местом съемок фильмов «Вертикаль», «Завтрак с видом на Эльбрус» и не только.  

Всего на «Чегете» 15 спусков общей длиной около 20 км. Работают 3 канатно-кресельных и буксировочных подъемника старого образца. Самая нижняя станция — «Поляна Чегет» на высоте 2100 м, самая верхняя — «Чегет-3», 3000 м. На бугеле можно добраться до отметки 3070 м, где начинается единственная зеленая трасса курорта — длиной около 350 м. 

Ниже начинаются черные и красные трассы — самые сложные в России и, по некоторым версиям, в Европе. Снежные бугры сменяются сосновым лесом, расслабляться здесь нельзя ни на секунду. Визуальной маркировки на трассах нет, поэтому целесообразно заранее изучить схему: так будет легче различить их. Разумно кататься в группе или в сопровождении гида, особенно если вы на Чегете впервые.

На южном и северном склонах Чегета — зоны для фрирайда. Южная сторона немного ровнее и считается более безопасной. В любом случае каждому из группы при себе необходимо иметь полный комплект лавинного снаряжения — бипер, щуп, лопату. 

Привычных скипассов на Чегете нет — есть разовые билеты (от 500 руб.) и дневные абонементы (от 1700 руб.).

Инфраструктура и безопасность

инфраструктура приэльбрусье

Курорты развиваются. Источник: фотобанк Лори / Pavel Parmenov

На обоих курортах есть точки проката снаряжения, где можно найти минимально необходимый комплект — выбрать лыжи или сноуборд, ботинки, палки, а при необходимости и шлем с маской, и комбинезон. Все обойдется примерно в 1200-1800 руб. в сутки. На Эльбрусе пункты проката сноубордов и лыж находятся около нижних станций канатных дорог, а гости Чегета могут найти несколько пунктов на выбор в поселке Терскол. Кроме того, небольшие прокаты есть и у некоторых гостиниц.

Спасательные службы курортов постоянно отслеживают погоду и озвучивают через громкоговорители, если надвигается какая-то опасность. К этим советам лучше прислушиваться, особенно тем, кто не очень хорошо знает горы: погода здесь действительно меняется внезапно. Это же касается информационных табличек на трассе: если трасса закрыта или остановка на определенном участке запрещена, тому есть веские причины: например, плохое состояние трассы, препятствия или плохой обзор при проезде указанного участка. 

На обоих курортах работают спасатели, поэтому райдеры не останутся один на один с возникшей проблемой, если что-то пошло не так. На поляне Азау есть травмпункт, который бесплатно обслуживает при наличии скипасса курорта. Аналогично работает травмпункт в Терсколе, но там нужно иметь при себе чек, подтверждающий приобретение абонемента. На случай неотложных состояний в районе подъемников внизу находятся машины скорой помощи.

Инфраструктура обоих курортов заметно отстает от более «молодых» горнолыжных комплексов. Только недавно начали появляться современные отели, гостевые дома и хостелы, до этого можно было рассчитывать только на старые пансионаты или частный сектор в поселках. Стабильного транспортного сообщения между курортами нет, основным средством передвижения остаются такси и маршрутки. Покататься с детьми здесь получится не у всех — трассы сложные, учебный склон только один, а детских развлечений практически нет. Тем не менее аудитория горнолыжного Приэльбрусья только растет: здесь много снега, длинные и крутые трассы, большой перепад высот и незабываемые виды.  

Услуги и развлечения

В поселках Баксанского ущелья (Эльбрус, Терскол, Иткол, Байдаево, Тегенекли и другие) и в сосновом лесу вдоль трассы А-158 уже построено немало отелей, гостиниц, хостелов — на разный вкус и бюджет. У многих из них в услуги входит трансфер до канатных дорог. Есть варианты проживания в Приэльбрусье и рядом с подъемниками на полянах Азау и Чегет, но цены там выше, а бронировать номера лучше заранее. Это больше подойдет тем, кто едет только за катанием и будет ловить момент, чтобы оставить первый след на склоне. 

В поселках можно снять и отдельные квартиры, и дома на семью или большую компанию для отдыха зимой в Приэльбрусье. В среднем это будет дороже гостиницы, а до подъемников придется добираться на своей машине или такси. Зато в распоряжении будет собственная кухня, ванна, стиральная машина, возможность просушить одежду, а поблизости — магазины.

Практически все отели и гостиницы региона располагают собственными кафе или ресторанами, во многих случаях завтрак и ужин уже входят в стоимость размещения. А вблизи станций канаток и в конце трасс — множество кафе, баров, шашлычных, закусочных, и необязательно с местным колоритом, есть как кавказская, так и европейская кухня. Однако, находясь в Приэльбрусье, грех не порадовать себя хычинами, мантами, шурпой, домашними сырами, шашлыками и чаем с местными травами. 

Из популярных точек на Чегете — легендарное кафе «Ай» с потрясающими видами на высоте около 2700 м, не менее знаменитая пирожковая, относительно новое кафе Chalet, рестораны «Эдельвейс» и «Когутай». На Эльбрусе выбор точек общепита больше — не только на поляне Азау, но и возле всех промежуточных станций гондольной канатки. 

Во второй половине дня и к вечеру многие из этих локаций превращаются в апре-ски заведения: провести вечер можно за настольными играми, общением под коктейль или бокал крафтового пива и хорошую музыку. На Чегете в этом плане выделяется Che Craft Pub, а на поляне Азау самые веселые тусовки собираются в кафе гостиницы «Фрирайд».

Если в горах портится погода или вы просто хотите сделать выходной от катания, в Приэльбрусье много занятий на любой вкус: от спа-процедур в гостинице до джип-туров по региону:

  • Чтобы разнообразить активность, можно погулять пешком(например, до поляны Нарзанов в 5 км от Терскола), записаться на конную прогулку, прокатиться на снегоходе или покататься на коньках.
  • Если хочется посмотреть другие красоты региона, хороший вариант — организованные экскурсии или самостоятельные поездки на машине. Например, Чегемские водопады — это несколько локаций в одноименном ущелье: Большие водопады, Главный и Малый. Красивы в любое время года, но зимой особенно — вода, не долетая до реки, намерзает огромными каскадами.
  • Отогреться и отдохнуть от зимней одежды можно в термальных источниках Гедуко (около 120 км) или в арендованной бане в любом из поселков под горой.
  • А для любителей оригинального времяпрепровождения есть тренировки и целые многодневные походы, посвященные ледолазанию в Приэльбрусье.

Оптимальное время для посещения

турист в Приэльбрусье

Приэльбрусье хорошо в любой сезон. Источник: фотобанк Лори / Сергей Юшинский

Катальный сезон на трассах Приэльбрусья длится с ноября по май, а на высоких участках катаются и до июня. Кататься на Эльбрусе лучше всего со второй половины декабря и до конца апреля — в этот период здесь отличный снег, причем ближе к весне толщина его иногда превышает метр. Склоны здесь в основном ориентированы на юг, поэтому ниже 2500-3000 м состояние снега может меняться. Но на подготовленные трассы это не влияет. Средняя температура на поляне Азау — -5 градусов, а на склонах достигает и -19, нередко бывает сильный ветер.

На Чегете есть и северные, и южные склоны, выше 2500 м всегда много снега. Лучшее время для катания на Чегете — с января до середины марта. Под конец сезона на верхних трассах накапливается до 70-80 см снега.

Полезные советы для райдеров

Инструкторы ПИКа напоминают о нескольких важных моментах для тех, кто хочет поехать кататься в Приэльбрусье:

  • Оба курорта региона — высоко над уровнем моря, включая поселки у подножья гор. Это означает, что ультрафиолетовое излучение здесь намного «злее», чем на равнине, даже в пасмурную погоду. Запасайтесь солнцезащитной оптикой и косметикой, или с удивлением узнаете, что зимой обгореть не сложнее, чем летом.
  • По этой же причине не стремитесь сразу на верхние трассы. На высоте 2500 м и более уже заметно другой состав воздуха, и есть риск испортить себе отдых «горняшкой». Заложите пару дней на акклиматизацию.  
  • Одевайтесь правильно, с учетом теории многослойности. При активном движении будет жарко, а на передышке или при подъеме на медленной кресельной канатке Чегета тело быстро охлаждается, особенно в ветреную погоду. Спасет вовремя извлеченная из рюкзака флиска, запасная балаклава и перчатки.
  • По возможности берите свое снаряжение (удобный горнолыжный чек-лист, чтобы ничего не забыть). Прокатов здесь много, но в основном это частные пункты, так что вы можете неприятно удивиться, сравнивая качество собственных лыж или ботинок с тем, что предлагает прокат. Тем более что большинство авиакомпаний включают перевозку лыж и бордов в стоимость билетов.
  • Храните скипассы и/или чеки о приобретении абонементов до конца срока их действия. Это подтверждение вашего права на помощь спасателей и обслуживание в ближайших к курорту травмпунктах.
  • Позаботьтесь о страховке. Она покроет расходы на первую помощь, перевозку в больницу и даже отправку домой, если скипасса при себе не оказалось или страховой случай наступил не при катании. Если заранее оформить страховку не удалось, полис можно приобрести в кассе вместе со скипассом.
  • Приэльбрусье — регион с высокой лавинной опасностью. Специальный государственный спасательный отряд постоянно отслеживает обстановку в горах и проводит работы по предотвращению сходов лавин, но это не означает полной гарантии их отсутствия. Если вы собираетесь кататься вне трасс, позаботьтесь о наличии персонального лавинного комплекта.

Горнолыжные туры — и так довольно популярный вариант зимнего отдыха, но с каждым годом количество их поклонников неуклонно растет. А горнолыжные туры с ПИКом — это наше неизменное «всё включено»: комфортные варианты размещения, организация питания, опытные инструкторы и душевная компания. Катаем на сноуборде и лыжах в Приэльбрусье и не только — выбирайте тур по душе и поехали покорять склоны!

Источник заглавного фото: фотобанк Лори / Ирина Кононова

Другие статьи